Причудливые узоры и орнаменты восточных ковров можно рассматривать бесконечно долго. Они притягивают взор своей загадочностью, таинственным очарованием Востока, содержат символы, непонятные на первый взгляд, но способные рассказывать настоящие истории и быть ключом к традициям страны, где было соткано изделие. В национальной культуре восточных стран узорам на коврах отдавалась не только декоративная роль. В них вкладывался глубочайший стиль.
Традиции производства ковров ручной работы в большинстве стран Востока не меняются столетиями. Они передаются в семьях от одного поколения к другому, строго соблюдаются и чтутся. Используемые при этом орнаменты – не просто красивые символы и сюжеты. В каждом из них заложен определенный смысл, понимание которого дается просто восточному человеку, но порой совершенно недоступно для европейца.
Условно все рисунки на ковровых полотнах можно разделить на несколько групп:
Умение точно прочесть символы на ковре - залог правильного выбора изделия в зависимости от того, где его планируется разместить.
Верить или нет в то, что символика на ковровых изделиях способна влиять на жизнь людей – личное дело каждого. Но иметь хотя бы общее представление о том, что несут в себе те или иные знаки, изображенные на полотнах, в любом случае будет полезно.
Растительные орнаменты на восточных, изготовленных вручную или на производстве, коврах значат:
Порой на восточных коврах встречаются символы, которые могут восприниматься как негативные, например, изображения стручков жгучего перца или цветов репейника с колючками. На самом деле в восточной символике они являются мощными оберегами от недоброжелателей и любых бед.
Что означают изображения мифических животных:
Восточные ковры с узорами, на которых видны животные, птицы, насекомые, несут в себе следующий посыл:
Встречаются в восточных узорах и множество других символов, среди которых есть как понятные, так и довольно загадочные:
Самостоятельно разобраться в непростой символике восточных ковров непросто. Однако при покупке изделия у грамотного продавца, стремящегося к тому, чтобы не просто продавать товар, но и принести пользу покупателю, можно получить полные и развернутые объяснения каждого из знаков, расположенного на полотне.
Изображаемые на коврах символы условно разделяются на мужские и женские. В каждом из них заложена индивидуальная энергетика или сочетание двух начал – инь и ян.
В восточной культуре одним из главных мужских символов являются бараньи рога. На ковровых полотнах они изображаются в виде прямых линий с небольшим закруглением, либо как два соединенных полукольца.
Образ женственности и материнства – это треугольник, углы которого закруглены внутрь, в вершина срезана. Он приносит в дом счастье, семейное благополучие, изобилие. Изображение лент – также хороший знак, но подходящий больше для девушек, которые хотят удачно выйти замуж.
В зависимости от того, каким образом расположен на ковре узор, можно выделить несколько типов:
Для каждой из стран Востока характерны свои традиции ковроткачества, в том числе в части используемых цветовых и стилистических решений, разнообразия символов.
Производимые в Иране знаменитые на весь мир восточные персидские ковры изначально содержали большое количество замысловатых сюжетов с животными и птицами. С приходом в страну Ислама традиции поменялись, и появился запрет на то, чтобы изображать на напольных покрытиях творения Аллаха, то есть все живое. С тех пор на полотнах стали преобладать сложные узоры, индивидуальные для каждого из представленных в стране направлений.
Самое популярное – Тебриз, представляет собой изделия со сложным орнаментальным рисунком, размещенным на красном или синем фоне. Сюжет кажется хаотичным, немного ассиметричным и даже абстрактным, но на самом деле он досконально продуман и вдохновлен поэзией Востока. В нем преобладают цветочные и растительные мотивы.
Также известны:
Для изделий из Турции характерны изображения мечетей. Рисунок порой лишен симметрии, содержит дополнительно большое количество растительных мотивов, виноградные лозы, диковинные цветы, экзотические животные.
В Индию ковроткачество пришло из Персии, поэтому производимые здесь ковровые изделия схожи по стилистике. Цветовая палитра – яркая и насыщенная, орнамент сложный, порой немного несимметричный и содержащий большое число растительных мотивов.
Для Китая традиционны изображения драконов и птиц, которые встречаются и на современных изделиях.
Источник: carpet-plaza.ru