Достоверной информации о том, когда люди начали заниматься изготовлением ковров, нет. Известно, что произошло это более 2 500 лет назад, ведь такой возраст по примерным оценкам у самого древнего из сохранившихся до наших дней экземпляров. С годами производство ковров совершенствовалось, менялись технологии, появлялись новые материалы. Но и сейчас самыми престижными считаются те, что сделаны вручную.
На рынке представлено два типа ковровых изделий – промышленного и ручного изготовления.
Производство ковров в промышленных масштабах при помощи специализированного оборудования началось в XIX веке. Технология изготовления разных по составу и характеристикам ковров за это время претерпела множество изменений. В результате чего сейчас на рынке представлен выбор моделей, отличающихся по цене и другим характеристикам.
Хотя изделия, изготавливаемые на фабриках, стоят дешевле и выбор предлагают разнообразный, натуральные ковры, сделанные вручную, по-прежнему популярны. Они считаются более долговечными, способными украсить дом, оформленный в классическом или современном стиле. Но больше всего покупатели ценят их эксклюзивность, ведь двух одинаковых паласов ручной работы нет.
Предприятиям доступен огромный выбор материалов, пригодных для производства ковров. Если столетия назад мастера ограничивались шерстью, шелком, хлопком, то сейчас альтернативу им составляют синтетические материалы. Искусственные ковры стоят дешевле, неприхотливы в уходе, служат оптимальный период времени.
Изготовление эксклюзивных ковров ручной работы идет преимущественно из шелка, шерсти. Ни один уважающий себя мастер, ценящий свой труд, не будет работать с синтетикой, а выбирает материалы для ковров исключительно натуральные.
А вот на фабриках все иначе. Здесь искусственные волокна применяют даже чаще, чем натуральные. Среди них:
Часто материал ковров смешанный, сочетающий натуральные и синтетические волокна. Например, вискозные ковры с добавлением шерсти – один из самых популярных на рынке вариантов, с преимуществами каждого из видов используемых волокон.
Каждая технология изготовления ковров имеет особенности. По способу производства ковры, изготовленные в промышленных условиях, могут быть неткаными или ткаными.
Тафтинговым способом получаются изделия с отличными показателями прочности и долговечности. Технология предполагает, что через основу проходит игла с нитью, оставляя с лицевой стороны петли определенной высоты. В дальнейшем петли разрезаются, получается ворс, а изнанка закрепляется с применением латекса.
Не менее прочные напольные покрытия получаются при иглопробивном способе. Метод предполагает использование игл с зазубринами, которые захватывают волокна, переплетают их, пропуская через основу. Таким методом изготавливается ковролин, другие напольные покрытия повышенной плотности.
Флокированным способом получаются паласы с ворсом до 3 мм, плотно выстроенным на основе при помощи электростатического поля и закрепленным с изнанки клеем.
Тканые ковры максимально похожи на результат ручной работы, для изготовления чаще применяются натуральные или смешанные материалы. Процесс длительный, трудоемкий, но и результат получается отменным.
Наиболее популярны двухполотные жаккардовые ковры, изготавливаемые путем одновременной прошивки ворсовой нитью сразу двух основ. Затем полотна разрезаются, получается два идентичных паласа. Также широкое распространение получили аксминстерские ковровые покрытия. Оборудование для производства ковров такого типа было изобретено в г. Аксминстер, откуда и пошло название.
При ручном производстве применяются тканый и узелковый способы.
Тканые покрытия без ворса изготавливаются на горизонтальных или вертикальных станках, появляются при переплетении нитей основы (долевых) и нитей утка (поперечных). В результате получается прочное изделие, рисунок которого идентичен с лицевой и изнаночной стороны. Отсутствие ворса повышает практичность покрытия, которое может использоваться на полу, для декора дивана или кресла.
Узелковые ворсовые ковры – красивые, прочные и долговечные паласы ручной работы. Для изготовления используется простая деревянная рама, а узор мастер воспроизводит по памяти, не пользуясь подсказками. Количество узелков на одном квадратном метре достигает двух миллионов. На краях оставляется бахрома из материала основы. Срок службы узелкового паласа исчисляется столетиями. На изготовление одного паласа у мастера уходит до двух лет. Над одним полотном могут работать одновременно 2-3 человека.
Источник: carpet-gold.ru